Volition чихать хотели на золотое правило заокеанского маркетинга обычно, если народ что-то принял на ура, нужно дать ему то же самое, только масштабнее - вот Стив Джобс, например, увеличил iPhone. Но, несмотря на довольно неплохой успех всех игр серии Red Faction, каждая новая часть не стоит на месте, просто повышая концентрацию уже проверенных эндорфиновыделяющих элементов, и не боится стремительно нестись по дороге эволюции.
Вот взять, например, сюжет, читай - сюжетец, квадриквела: он добрался до эволюционного тупичка и вообще откровенно слабоват да шаблонен. Правда, грешно было бы не отметить, что без парочки интересных поворотов ближе к самому концу истории RF:A не обошлось. В предыдущих играх серии сценарий также не был сильной стороной (хотя в RF: Guerilla следить за происходящим и наблюдать экивоки к первой части было достаточно интересно), но там он по большей мере выезжал за счет духа революционности. Маленький человек доказывал большой корпоративно-военной махине, что он не жалкий винтик и права имеет, да и вообще заводы - рабочим, землю - землянам. В Armageddon нет ни малейшего намека на ту псевдополитическую подоплеку, да и персонажи здесь не самые эмоционально сильные и харизматичные, но порою они хотя бы смешно шутят.
Главный герой по имени Дарий тоже не самый запоминающийся, но вполне бравый, чтобы на вопрос ученых «Есть ли жизнь на Марсе?», застенчиво шаркая ножкой, ответить «Уже нет». А еще он приходится внуком протагониста третьей части, и еще краше, чем дедушка, разносит в щепки половину красной планеты да орды антропоморфных жуков, которых сам же по глупости и выпустил из недр Марса. У игрока при этом мотивации грозить обидчику в монитор кулаком совсем не возникает, и за события с передрягами, в которые попали бравые марсианские колонисты, душой не сильно переживаешь. Впрочем, это вдоволь компенсируется упором на вау-фактор вокруг все взрывается, утопает в разноцветных всплесках, обломки сыплются, все умирают - одним словом, как в библиотеке перед экзаменом.
Если помнишь, RF: Guerilla отказалась от коридорности предшественников в пользу открытой местности, транспорта и вообще напоминала GTA с разрушениями. Терраформинг, да, отсутствовал, но зато здания методом взрывов, тарана или лютой кирки очень мило и с учетом почти всех законов физики крошились на сотни обломков. Не все обрадовались нововведенному sandbox, но в целом большинство осталось страшно довольно, и эксперимент можно было назвать удачным. Armageddon почему-то опять возвращает нас к линейным, преимущественно подземным, коридорам, изредка предоставляя незначительные разветвления. Зато вот количество построек и способов разобрать их на атомы возросло неслыханно - лично я давно не видел такого богатого и всенепременно убийственного арсенала. Помимо стандартных автомата, огнемета, дробовика и нескольких наборов пистолетов, есть полюбившаяся по прошлой игре нановинтовка, к которой добавился нанолучемет, одинаково эффективно расщепляющие и хитин пришельцев, и конструкции. Есть еще много интересного оружия - в том числе местные аналоги молниемета и пушки, пуляющей черным дырами, что несказанно обрадует поклонников последнего Quake. И ура, ура, проблем с патронами в четвертой части нет, так что экономить на выстрелах, как в триквеле, не приходится. А после прохождения игры можно начать заново со всеми открытыми перками (стоящих среди них половина, но кач стремителен, словно кенийский бегун на амфетаминах) и секретным оружием. Один скрытый ствол представляет собой мультяшного единорога, который уничтожает все и вся радугой прямехонько из попеца, издавая при этом характерные туалетные звуки. Честное слово, игру стоит пройти как минимум ради этого зрелища, хотя ее стоит пройти и по многим другим причинам. Например, чтобы послушать звуки стрельбы. Да, нанооружие пищит не очень грозно, но вот огнестрелы приятно басят - менять начальный автомат на более мощное оружие даже немного жаль, поскольку его гулкое пение - одно из лучших соло среди вышедших в этом году стрелялок. В остальном же озвучка и музыка не вызывают бурного восторга, но и впечатлений не портят, что уже хорошо.
Все знают знаменитую фразу Гейба Ньюэлла о том, что нельзя показать игроку бомбу и не дать возможности ее взорвать. Volition, похоже, читают ее перед сном вместо «Отче наш», поскольку в RF:A игроку дается целый вагон бомб и предлагается разнести все к чертовой бабушке. И это подкупает. Бабахает, кстати, очень разнообразно и зрелищно, а огромные здания и конструкции обрушиваются, хороня в обломках противников. Способов уничтожить какую-нибудь постройку масса: по традиции расфигачить из гранатомета или ракетницы, расщепить нанооружием, бахнуть черной дырой, подорвать какой-нибудь бочкой, или при помощи новой магнитной пушки протащить половину здания через другую половину. То есть, если раньше в шутерах, чтобы забрать что-то с последнего этажа башни тебе нужно было подниматься на нее, попутно зачищая каждый метр, то теперь достаточно просто уничтожить ее несущие стены, а потом порыться в о ломках. Количество спецэффектов в процессе дефрагментации архитектуры и обширных смертоубийств зашкаливает, исправно выдавливая адреналин, так что на несуразности сюжета и на легкие графические огрехи попросту не обращаешь внимания. Ближе к концу из-за засилья зеленых тел, фиолетовых всплесков и синих взрывов вообще создается впечатление, что ты упал в бочку с винегретом. Причем заметно, что увеселительная деструкция - главная цель игры: даже на третьем из четырех уровней сложности она больше напоминает развлекательный полет на истребителе через фейерверк, чем борьбу с ужасными инопланетными захватчиками. Правда, эта феерия взрывов достаточно быстро приедается, хоть разработчики, словно в приступе эпилепсии, бросают главного героя то в канализацию, то в шахты, то в гнездо марсианских тараканов, то в храм, выполненный в лучших традициях архитектуры протосов из StarCraft. Временами забеги на своих двоих перемежевываются с покатушками в экзоскелетах и на роботизированных пауках, во время которых сложность можно испытать, только если играть с завязанными глазами. Впрочем, пройти игру запоем за раз все равно довольно непросто - даже от необузданного карнавала взрывов хочется отдохнуть.
Видимо, в моем случае это связано с тем, что большую часть времени приходится убивать жуков, которые как ниндзя скачут по стенам, стреляют, дерутся, а некоторые вообще напоминают демонов с рогами (что не мешает им подохнуть от нескольких черных дыр и парочки наноимпульсов, которыми главный герой в ближнем бою творит вообще страшные вещи). А лично я не верю в инопланетных насекомых, я верю в людей. Так что людей, по моему скромному мнению, было бы куда приятней убивать, чем инсектоидных акробатов и всякие растущие из-под земли тентакпи.
Тем не менее, игра заканчивается довольно скоропостижно, как раз незадолго до того, как она бы успела наскучить. При этом возможностью перепройти ее со всем открытым скарбом, скажем, через пару дней после первого победного просмотра титров воспользуются многие. А вот дополнительные режимы, один из которых предлагает за время разломать максимальное количество построек, а другой - вместе с друзьями отбиваться от толпы пришельцев - вряд ли затянут игрока дольше, чем на час. Посмотрим, что там Volition придумают в обещанных DLC.
Несмотря на откровеннейшую sci-fi направленность игры, за счет разрушения перестрелки получились очень взаправдашними - выпущенная под ноги ракета не только делает больно, но еще и, оказывается, ломает пол. Противники сами не грешат стрелять всякими взрывоопасными и разъедающими штуками, так что в пылу боя в каком-нибудь здании можно легко обнаружить, что твердого под ногами уже нет, и ты вовсю летишь несколько этажей вниз. Благо, застрять из-за разрушения, скажем, моста, по которому нужно перейти, не получится - волшебная штука nanoforge (вообще количество всяких наноштук в этой игре должно сделать ее идеальной, по мнению Дмитрия Медведева) на руке главного героя чинит любой, даже расщепленный объект.
Наверное, стоило бы сравнить Guerilla и Armageddon, но на самом деле это сложно сделать. Несмотря на общий франчайз, это - две совершенно разные игры. В четвертой части пропала не пойми, откуда взявшаяся в третьей свобода, история мира стала менее проработанной, и вообще сложно понять, при чем тут ко всему происходящему Красная Франция - общество марсианских шахтеров за борьбу с зажравшимся работодателем, которое не только касками гораздо стучать, но еще и киркой по лицу полицая. При этом Armageddon проходится очень легко и быстро, но его зрелищность и количество дестроя на квадратный пиксель намного выше, чем у предшественника. Так что, если ты хочешь, не особо напрягаясь, красочно зазвездонить куском дома в разодетого культиста, намазать тысячу-другую жуков по краснозему и разрушить половину построек на Марсе - тебе явно не стоит пропускать эту игру.
Александра {divinale} Дивина
Последние материалы