Нельзя однозначно утверждать, что на любом предприятии можно создать абсолютно справедливую систему мотивации сотрудников. Уже само понятие абсолюта подразумевает идеализацию форм. Но, тем не менее, используя при построении системы оценки персонала достаточно простые правила, можно добиться создания эффективной мотивационной среды.
Прежде всего, система, в соответствии с которой происходит оценка персонала, должна отвечать следующим критериям:
- отличаться простотой и доступностью для каждого члена коллектива, независимо от его профессиональной ориентированности и квалификации;
- быть открытой для всего персонала. Прозрачность работы системы должна обеспечивать доверительность в отношениях внутри коллектива;
- объективно учитывать результаты работы каждого сотрудника: вклад в развитие компании, опыт работы и квалификацию;
- учитывая публичность системы, внесения изменений и ее утверждение должны носить коллегиальную форму.
Несмотря на кажущуюся простоту правил, более 80% государственных предприятий на постсоветском пространстве пренебрегают ими. Излишний контроль в этих компаниях обусловливает невозможность формирования в сознании сотрудника ассоциаций вида «я – благополучие компании – личный успех».
Для успешных компаний России система мотивации представляет собой совокупность взаимосвязанных блоков. Среди них выделяются три основных: социальная, корпоративная и материальная мотивация. Первые два блока являются высшей формой мотивации. При правильном использовании инструментов социальной и корпоративной мотивации кривая развития компании всегда будет находиться на уровне «развитие-стабилизация». Оценка персонала в этом случае подразумевает определение персонального вклада каждого участника в «бескорыстное» развитие предприятия.
Материальный блок системы мотивации является одним из самых сложных, в силу своего спорного положения. Эффективность работы этого блока прослеживается лишь в том случае, когда в компании разработаны KPI (ключевые показатели эффективности). Данные ключи адаптируются как под структурные подразделения компании, так и для ее деятельности в целом. KPI, несмотря на сложности при разработке и больших трудозатратах, позволяют построить управление предприятием на совершенно новый уровень. Показатели эффективности позволяют оценить работу персонала, достойно вознаградить за работу или, в случае необходимости, принять решения о своевременной смене сотрудника.
Последние материалы