Наука и образование

Методы запоминания учебного материала для студентов

Современные учебные программы в ВУЗах достаточно сложны, студентам заучивать и запоминать ежедневно большие объемы информации, что переутомляет и мешает сосредоточиться. Для того, что легче запоминать лекционный материал, можно воспользоваться несколькими методами.

Симонид – известный древнегреческий философ и поэт пользовался методом «запоминание места». В наше время он его используют политики и другие люди, которым часто приходиться публично выступать, или характер их работы требует запоминания большого количества точной информации. Например, встретив знакомого и пытаясь вспомнить его имя, нужно воспроизвести в памяти место и обстоятельства вашего знакомства. Идентичный эффект применяется для запоминания лекции: достаточно вспомнить, как вы сидели на лекции, заострить внимание на находящихся рядом предметах и одновременно перечитать материал. Коэффициент усвоения информации поднимается до 60%.

Можно также воспользоваться методом аналогий. Например, вам необходимо запечатлеть в памяти какие-нибудь определения и термины. Мысленно проведите аналогию с каждым понятием: пусть термин, допустим, квантовая механика, у вас ассоциируется с болтом. При создании ассоциативных цепочек, информация запоминается значительно легче. Нужно научиться создавать связные цепочки из разных слов с максимально возможной скоростью, каждый последующий образ должен исходить от предыдущего. Поднимает коэффициент запоминания на 40-50%.

В хорошо знакомом вам месте присоедините слова, которые вам необходимо заучить к предметам, находящимся в этом помещении. Если вам необходимо быстро освоить целый учебник, создайте в воображении 10 таких мест. Информация, запомненная с помощью этой методики сохраниться в памяти на 3 суток, если потребуется, проведите процесс повторного контрольного запоминания. Для одной лекции достаточно фона одного помещения, на каждую последующую лекции вам понадобиться новый фон. Повышает коэффициент запоминания до 80%.

Если у вас зрительная память развита больше слуховой, старайтесь запоминать то, что конспектируете, а не то, что слышите, вкратце письменно обозначайте для себя все основные моменты в виде тезисов. Если на слух информация запоминается вами легче, попробуйте привлечь вспомогательные средства для запоминания материала, например, запишите лекцию на цифровой диктофон. Придя домой, в спокойной обстановке несколько раз прослушайте материал повторно, и этого будет достаточно, чтоб он на долгое время закрепился в вашей памяти. Кстати, купить диктофон можно и через интернет.

Это лишь несколько методов запоминания информации, на самом деле их существует очень много. Для кого-то достаточно просто немного потренировать память, кому-то нужно использовать несколько методов в компасе, то есть одновременно, чтоб освоить учебный материал. Главное, для начала протестируйте сами себя: определите, какой вид памяти у вас наиболее развит: слуховая или зрительная, испробуйте на себе каждый из методов, чтоб понять, какой подходит непосредственно вам. И вперед – «грызть гранит науки».