Наука и образование

Штрих код

Штрих код

Сегодня уже никого не удивишь рядом полосок различной ширины с цифрами по низу, проставляемым практически на любой поверхности предмета торговли. Товар, реализуемый в крупных сетевых магазинах, маленьких павильонах, бирки, ценники – все это несет в себе информацию, определяемую штрих кодом.

Что такое штрих код?

На сегодняшний день штрих код представляет собой совершенно различные комбинации графических изображений. Он может быть линейным или двухмерным, и даже получил развитие в качестве радиометки – естественного продолжения применения высоких технологий и внедрения их в обиход.

Применяется штрих код достаточно разнообразно. Сегодня это не только информация о цене на товар, но также:

  • использование в банковских системах для увеличения проходимости информации;
  • идентификация сотрудников и кодировка сведений о них;
  • унификация документооборота применяемого в различных учреждениях;
  • продвижение товара, продукции на стадиях производства, реализации;
  • значительное упрощение ведения инвентаризационных мероприятий.

Расшифровка штрих кода в автоматическом режиме значительно сокращает время, затрачиваемое на различные стадии, процессы и операции. Взять, к примеру, расчет покупателя за товар на кассе в крупном продовольственном гипермаркете или идентификацию работника в системе безопасности организации, предприятия. Мгновенное считывание линий и цифр позволяет применять штрих код, как самый лучший вариант.

История возникновения штрих кодирования

Четыре года понадобилось изобретателям штрих кода для того, чтобы их инновация была применена, все плюсы учтены. С 1948 года (когда идея впервые возникла) до 1952 (первое применение графической шифровки информации) аспиранты филадельфийского университета пытались доказать всему миру положительные качества их изобретения.

Началось все со случайно услышанной Джоном Сильвером просьбы владельца крупной продовольственной сети, обращенной к руководству университета. Представитель торговли жаловался на то, что учет товара, его перемещение и продажу было бы вести гораздо проще, если бы существовала система идентификации. Далее произошло следующее:

  • Сильвер рассказал об идее двух друзьям (Джордин Йохансон и Норман Вудланд);
  • первые опыты основывались на применении ультрафиолета;
  • дальнейшие идеи немного отклонились от первоначальных.

Как-то, разрабатывая идею в разных направлениях, Вудланд, взяв за основу Азбуку Морзе, сформировал некое графическое изображение, выполненное на прибрежном песке. Для того чтобы считывать подобные «символы» изобретатель применил технологию записи звука в кинобизнесе.

В 1951 году Вудланд и Сильвер обратились в компанию «IBM» с предложением, но те, понимая всю значимость изобретения, все же побоялись вкладываться в развитие. В результате финансирование предоставила компания «Philco», а уже летом 1974 года, ранним утром была произведена первая расшифровка штрих кода, помещенного на жевательную резинку.

За прошедшее время со времен первой расшифровки штрих кода, было разработано множество разновидностей отличающихся плотстью состава, требованиями к сканеру штрих кода и параметрам использования.

Виды штрих кодов, их состав, расшифровка

Почти полвека использования дали штрих коду достаточное развитие и широкую сферу применения. На сегодняшний день наиболее применяемым и привычным обывателю является графическое изображение линейного характера. Читаются такие штрих коды в одном направлении по горизонтали.

Различают ряд применяемых в различных сферах и частях мира кодировок:

  • EAN и UPC – европейский и американский стандарт, основанный на кодировании только цифр;
  • Code128 – символы, шифруемые в данном контексте, это не только цифры, но и буквы;
  • Codabar – способ кодировки, использующий цифры, специальные символы и латинские буквы A, B, С и D.

Со временем сведения, которые необходимо было передавать в зашифрованном виде, увеличивались в объемах, что привело к созданию двухмерных штрих кодов. Они в свою очередь подразделяются на многоуровневые, появившиеся чуть раньше, представляющие собой стандартные коды линейного характера, поставленные друг на друга, и матричные. Последние используют более плотную «упаковку» сведений не только в горизонтальном, но и вертикальном направлении.

Чтобы расшифровка штрих кода компании применялась на мировом уровне, следует подать заявку на вступление в специализированную организацию, занимающуюся торговой нумерацией. Только после регистрации в такой ассоциации можно выходить на внешние рынки.

Компания может применять внутреннее кодирование графическими символами на свое усмотрение, но лишь при соблюдении определенных норм. Главным нюансом такого использования является указание «2», как первой цифры из ряда, что будет идентифицировано, как кодирование, применяемое строго для внутренних нужд. Если же производитель (компания, организация) выпускает продукцию во внешний мир, стоит определиться со вступлением в необходимые органы.

Определение страны в штрих коде

Для стандарта EAN, использующего тринадцать линий с дублирующими внизу цифрами, применяемого на европейской территории, есть такое правило идентификации как штрих код стран производителей. Взяв первые три последовательные цифры слева направо от начала кодирования, мы получим страну, производящую данный товар.

Расшифровка штрих кода позволяет определить не только изготовителя, цену или сведения о товаре, но также вычислить подлинность. Для этого необходимо произвести несложные математические расчеты со всеми тринадцатью цифрами, составляющими графический код.

Для тех же, кого просто интересует штрих код стран производителей, можно ограничиться тремя первыми символами. К примеру, значение от 460 до 469 означает, что товар произведен на территории Российской Федерации, а 489 определится как Гонконг. Существует специализированная таблица, находящаяся в открытом доступе, где представлены все существующие, общепринятые кодировки производящих стран.